Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 11%

ГЛАВА 3
Первая молитва

Я ВНОВЬ И ВНОВЬ склоняюсь перед лотосными стопами Шримати Радхарани, чья частичная экспансия, Шримати Сатьябхама, живет в Двараке.
Сын Нанды Махараджа, Шри Кришна, явился как Шри Кришна Чаитанья и привел с Собой Гададхару Пандита, вдвоем Они очистили всю Надию
Шри Чаитанья Махапрабху взял с Собой Гададхару Пандита в Шри Пурушоттама-кшетру, В Пури, и там Они явили множество сокровенных игр в настроении супружеской любви как лГаура-Гадай╗.
Господь Чаитанья научил Гададхару Пандита служить Божеству Шри Тота-Гопинатхи и вдохновил Его на это служение.
Мне Он поручил поклонение Господу Гиридхари, который живет на берегу океана. Кроме того, Он посылал ко мне всех бенгальских преданных, чтобы я заботился о них.
Шрила Сварупа Дамодара Госвами дорог мне больше жизни, потому что он Ц жизнь и душа Шри Кришны Чаитаньи Махапрабху.
Я бросаю себя, саму свою жизнь, к лотосным стопам Шри Чаитаньи Махапрабху. Я могу писать эту Према-виварту только потому, что вайшнавы воодушевляют меня своими наставлениями.

ГЛАВА 4
Величие Господа Чайтаньи

О БРАТЬЯ МОИ! Пожалуйста, поклоняйтесь Шри Гауранге, господину и Повелителю моего сердца, ведь без Него жизнь превращается в гнетущее и безотрадное бремя.
Мой Господь Гауранга вечно танцует во дворе Шримати Шачидеви, и Его сопровождают Господь Нитьянанда и Адвайта Ачарья Прабху. Он танцует в доме Шриваса Пандита, погруженный в глубочайший экстаз; каждый, видевший Его хоть раз, никогда больше не забудет это потрясающее зрелище.
Воспоминания о Его возвышенных лилах и движениях Его тела неизгладимы в моем сердце, они подобны живым движущимся картинам; когда моя душа жаждет и плачет от желания увидеть снова и снова, они вспыхивают и появляются на зеркале моего сердца. Что еще есть у меня ценного в этой скучной жизни, кроме возможности видеть изящный танец Шри Чаитаньи Махапрабху на берегу реки Джахнави Ганги?

Все полубоги и полубогини Ц слуги Господа Чаитаньи

Перестаньте считать полубогов и богинь равными Господу. Откажитесь от поклонения им и начните поклоняться лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху с непоколебимой преданностью. Знайте, что все полубоги и полубогини Ц это слуги Шри Гауранги. Никогда не позволяйте мысли о том, что Господь Кришна и Господь Гауранга Ц это разные личности, проникнуть в ваш ум.
Не будьте невежественны относительно духовной истины; ваш духовный учитель получил особую милость Шри Чайтаньи Махапрабху. Вечные спутники Господа Ц это различные части Его трансцендентного тела. Тот же, кто упрямо продолжает оспаривать божественное положение Господа Чаитаньи, должен ясно понять, что каждая душа Ц слуга Гауранги.

Твердая вера в поклонение Господу Чаитанье

Прекратите бессмысленный критицизм и поиски недостатков в других. Просто поклоняйтесь лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху с решительной преданностью в сердце.
Повторяйте Святое имя Господа Гауранги, потому что оно всемогуще; все другие имена полубогов, богинь и Вишну-таттв содержаться в одном Его Святом Имени и находят в Нем полную гармонию.
Господь Чаитанья Махапрабху Ц изначальный духовный учитель всего творения, поэтому учите всех и каждого простому пути чистой любви к Шри Чайтанье Махапрабху.
Отбросьте обман и лицемерие и очистите свой ум. Или исренне поклоняйтесь Господу Гауранге, или живите ради общества, семьи и дружбы. Невозможно совместить эти два вида деятельности.
Выбирайте: заняться ли вам трансцендентным любовным служением Чаитанье Махапрабху, или рпедаться мирским делам: служению семье, друзьям и обществу. Невозможно делать и то, и другое.
Я, Джагадананда, смиренно предупреждаю, что если мы не разовьем целеустремленности в преданном служении, то поставим себя в положение человека, который пытается совершить невыполнимую задачу: пересечь реку сразу на двух лодках, стоя левой ногой в одной лодке, а правой Ц в другой.

ГЛАВА 5
Вздорный Джагай

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ переживания, вызванные моей сильнейшей любовью к Господу, танцуют в океане моего ума, подобно бесконечным волнам. Каждый день у нас с Господом Гаурангой случались какие-то ссоры или недоразумения, так что в конце концов меня прозвали Кундале Джагай (лВздорный Джагай╗).
Я отправился в паломничество в паломничество во Враджа Вриндавану, где провел несколько дней в обществе Шрилы Санатаны Госвами. И даже с ним я нашел повод для ссоры! Однажды я увидел, как всегда уравновешенный Санатана Госвами, осознавшая себя душа, намотал на голову полоску красной ткани, которую обычно носят поклонники Деви. Я чуть было сходу не ударил его горшком для риса, который лежал в углу, но как только я увидел его смирение, весь мой гнев как рукой сняло, и, пристыженный, я спрятался в углу. Мой возлюбленный Господь Гаура знает обо мне все; именно Он послал меня во Вриндавану, а Сам стоял в стороне и веселился, наблюдая за мной.
Это прекрасно, что мое горе доставляет наслаждение Ему. Пусть мои страдания никогда не прекращаются, потому что Его счастье приносит мне огромную радость. Я рыдаю день и ночь от невыносимой боли разлуки с моим Господом, а Он просто улыбается, глядя на мое лицо, все мокрое от слез. Этот санньяси, Гаурачандра, настоящий обманщик, но я, несмотря ни на что, обожаю Его удивительные игры и нектарные слова. Сейчас Мой Господь проявляет то же настроение, что и раньше, во Врадже, Вриндаване, но, даже понимая все это, я не могу полностью проникнуться этим настроением.
Однажды я принес ему горшок чистого сандалового масла, но в ответ Он строго отчитал меня. Оскорбленный и раздосадованный, я разбил этот горшок прямо у Него на глазах. От гнева и обиды я перестал есть. Но мой Господь вновь обманул меня, так что от моей ярости не осталось и следа: Он заставил меня приготовить несколько блюд из дикого шпината, сказав, что приготовленные кушанья становятся еще вкуснее, если повар разгневан. Его слова разозлили меня еще больше, но Он явно забавлялся этим. Его наслаждение Ц моя единственная и самая большая забота.
Когда Санатана спросил меня, что ему делать, я посоветовал ему идти во Вриндавану. Господь подумал, что с моей стороны было глупостью давать советы Санатане Госвами.
Меня всегда изумляет детская непосредственность Господа. Я жадно хватаюсь за Его лотосные стопы в поисках прибежища. Когда я пожелал пойти во Вриндавану, Он позволил мне, пользуясь всеми поводами, чтобы обмануть меня. Когда я продолжал настаивать, Он велел мне идти в Навадвипу. Конечно же, я воспринял это как Его беспричинную милость ко мне.
Теперь Мой Господь живет в Пурушоттама-кшетре, которая с духовной точки зрения неотлична от богатой Двараки. Сам Он живет вдали от Своей вечной обители под предлогом того, что таково было желание Его матери, но Он направил меня в Навадвипу, Свой родной дом. На самом деле, Господь посылает на Свою родину Ц Навадвипу, только удачливые души, к которым Он проявляет особую благосклонность. Для меня возвращение домой, в Навадвипу, было подобно возвращению мальчика-пастушка на Голоку Вриндавану. Вот так я преданно служу Господу день и ночь. Такова природа преданных Господа Гауранги Ц служить Его лотосным стопам. Лотосные стопы Щрилы Гададхара Пандита и Господа Гауранги Ц мое единственное бесценное сокровище. Шри Сварупа Дамодара знает, что происходит в моем сердце.

ГЛАВА 6 Высшая цель живых существ Живое существо и Господь Кришна

ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА Ц мельчайшие частицы Высшей Абсолютной Истины, а Сам Господь Кришна Ц Верховная Божественная личность, трансцендентная и сияющая. Когда живые существа понимают, что Господь Кришна Ц вечный и абсолютный контролирующий, они начинают служить Ему с любовью и преданностью.

Живые существа в обусловленном состоянии

КОГДА У ЖИВОГО СУЩЕСТВА возникает желание наслаждаться отдельно от Кришны, иллюзорная энергия Господа, майа, тотчас же захватывает душу в плен. Попав в когти майи, джива теряет рассудок и начинает действовать подобно несчастному человеку, одержимого ведьмами. Душа, джива, забыв свое истинное, чистое и совершенное положение вечного слуги Кришны становится рабом майи. В таком состоянии она вечно бродит по материальному миру, меняя одно тело на другое. Она проходит множество рождений; страдания сменяются счастьем. Иногда она становится царем, а потом простым подданным; иногда брахманом, а иногда шудрой. Она может родиться в теле насекомого, может попасть в рай, может вернуться вновь на эту землю, а может и отправиться в ад. Иногда оно рождается полубогом, а в следующей жизни Ц демоном; иногда становится хозяином, а иногда Ц слугой.

Единственное спасение Ц общение со святыми душами

Если блуждая по материальному миру из одного тела в другое, джива случайно встретится со святым, она немедленно вспоминает о своей истинной сущности чистой духовной души, вечного слуги Кришны. Просветленная этим знанием, она больше не желает никакой материальной деятельности и скорбит: лУвы! Зачем я так долго служила иллюзорной энергии?╗
Она горько сожалеет и плачет: лКришна! Мой Господь, я Ц Твой вечный слуга! С тех пор, как я оставила прибежище у Твоих лотосных стоп, моя жизнь полностью лишена всякого смысла!╗ Господь Кришна так милостив, что если душа настойчиво обращается к Нему, Он немедленно вызволяет ее из материальных оков. Когда джива освобождается от иллюзии и начинает стремиться к Господу Кришне, служа Ему с любовью и преданностью, она вновь обретает высшее прибежище у Его лотосных стоп. Господь Кришна оживляет ее Своей трансцендентной внутренней энергией, которая рассеивает опьяняющие чары майи. Не стоит желать ничего, кроме возможности воспевать Святой Имя Господа в обществе святых чистых вайшнавов. Это лучший и единственный путь победить невежество.
Я, Джагадананда, вечный слуга Господа Гаурасундары, оставив все другие надежды и прибежища, одержим единственным желанием: получить прибежище у лотосных стоп Шри Гаурасундары.

ГЛАВА 7 Воспевание Святого Имени Ц для всех Невозможно воспевать в обществе непреданных

НЕВОЗМОЖНО ПОВТОРЯТЬ Святое имя Господа Кришны в обществе непреданных; такое повторение не имеет духовной силы, хотя звуки и слоги Святого Имени, казалось бы, произносятся правильно.
Воспевание такого рода в лучшем случае находится на очистительном уровне (намабхаса). Оно всегда сопряжено с оскорблениями и только вредит духовному продвижению. Это нельзя считать чистым преданным служением.

Правильный метод воспевания

Если вы хотите повторять Святое Имя Господа Кришны чисто, то всеми силами стремитесь к общению с чистыми преданными Верховного Господа Шри Кришны. Оставьте все прочие бесполезные желания чувств, освобождения, мистических совершенств и всякие попытки достичь любых других материальных целей.
Избегайте десяти оскорблений Святого Имени Господа и освободитесь от двойственности славы и бесчестья. Материальный мир создан для того, чтобы его использовали в служении Верховному Господу. Служите без привязанности к материальным вещам и постоянно повторяйте Святое Имя Господа Кришны.
Принимайте все, что благотворно для исполнения преданного служения, и отвергайте все, что ему вредит. Не тратьте силы на попытки достичь успеха в мирском знании, деятельности ради плодов или мистической йоге. Ложное отречение называется лотречением обезьяны╗; подспудная цель такого лотречения╗ Ц телесное наслаждение и комфорт. Помните, что Господь Кришна всегда защищает и поддерживает Своих преданных. Смиренно посвятите свою жизнь и душу лотосным стопам Господа, и так освободитесь от бессмысленных материальных желаний.
Верховный Господь Кришна знает, что живому существу очень трудно получить общение со святыми чистыми преданными, поэтому сейчас Он Сам пришел в Надию в образе чистого преданного Господа. Поэтому все, у кого есть разум, должны принять прибежище у лотосных стоп Господа Гауранги, ибо Он Ц совершенный святой и духовный учитель.

Обязанности отреченного

Дорогой брат, если ты находишься в отреченном укладе жизни, то ты не должен слушать пустую мирскую болтовню или обсуждать с другими мирские темы.
Не думай о женщинах даже во сне. В твоем положении отреченного общение с женщинами строго запрещено. Если ты хочешь продолжать общаться с Чаитаньей Махапрабху, ты должен всегда помнить о случае с Чхота Харидасом и о том, как он был отвергнут Господом.
Не ешь роскошной пищи и не носи богатых одежд. Всегда будь смиренен и в глубине сердца служи их Светлостям Шри Шри Радхе и Кришне.
Непрестанно повторяй Имя Господа Кришны и день и ночь думай об играх Шри Шри Радхи и Кришны в тенистых рощах Вриндаваны.

Наставления для домохозяина и отреченного

Господь Гауранга наставляет как домохозяина, так и отреченного: лО братья! Внимательно следите за тем, чтобы ни одно мгновение не прошло без воспевания Святого Имени Господа Кришны╗. Для продвижения в преданном служении совсем не обязательно следовать большому количеству правил и предписаний. Просто примите прибежище у Святого Имени и так очистите свои ум и сознание.
Верховный Господь Кришна явился в этот материальный мир в форме Своего Святого имени из сострадания к падшим обусловленным душам. И теперь, чтобы дать особую милость живым существам в Кали-йугу, Господь Кришна низошел как Шри Гауранга Махапрабху. Просто искренне служи дорогим спутникам Господа Чаитаньи; так ты обязательно достигнешь лотосных стоп Господа Кришны.
Ищи общения с преданными Господа Гауранги и воспевай Его славу. Пой Харе Кришна Маха-мантру и танцуй в экстазе. Очень скоро удача улыбнется тебе, и ты получишь самый ценный дар: любовь к Богу! Только для того, чтобы бесплатно раздать это бесценное сокровище, Верховный Господь явился в Надии.
Я, спорщик Джагай, - слуга Господа Гауранги. Со слезами на глазах я умоляю преданных: пожалуйста, примите прибежище Святого имени и никогда не прекращайте Его повторять.

ГЛАВА 8 Не ищите недостатков в других Поклоняйтесь Господу Гауранге с чистым сердцем

ТРИЖДЫ ПОДТВЕРЖДАЮ это, братья! Поклоняйтесь Господу Гауранге! Господь Гауранга Ц изначальный духовный учитель всей вселенной. Если вы искренне стремитесь поклоняться Господу Гауранге, то выбросьте из своего ума склонность искать недостатки и критиковать других. Только тогда можно принять прибежище лотосных стоп Господа Гауранги.
Господь Гауранга знает все самые потаенные мысли каждого, так как же можно обмануть Его? Когда ваше сердце очистится и освободится от всех пороков, то вы с легкостью сможете понять Его наставления. В конце концов, если вы занимаете свой ум бессмысленными поисками недостатков в других, то, прежде всего, вы обманываете самих себя. Возможно ли скрыть свои мысли от Господа Гауранги? Он знает все, что творится в вашем сердце.
Господь Гауранга учил нас следовать примеру Его идеальной жизни и характера. Если вы желаете себе добра, то последуйте этому наставлению.

Неискреннее преданное служение

Недостаточно просто объявить во всеуслышание: лЯ Ц слуга Господа Чайтаньи╗. Настоящее продвижение в преданном служении начинается только тогда, когда человек принимает пример и наставления Господа Чаитеньи в свое сердце. Если человек лишь внешне, напоказ, поклоняется и служит Господу, - носит тилаку, туласи-малу и т.д., но втайне грешит, то Господь Гауранга быстро разоблачает такого обманщика и притворщика.
Если вы будете поступать подобным образом, то очень низко падете, и все начнут презирать вас. Оскорбления Святого Имени разрушат Всю вашу духовную практику. Такое отношение сбросит вас на самое дно порочной жизни, и все будут избегать вас. Вы будете вынуждены вновь и вновь совершать оскорбления Святого Имени, которые постепенно уничтожат росток преданности. Что может сильнее навредить преданному, чем совершение грехов в надежде на очистительную силу Святого имени?
В повторении Святого Имени нет ничего сложного. Это легкодоступный, но бесценный духовный бриллиант. Нужно просто шевелить губами и языком и вслух произносить имя Господа. Если это сложно сделать физически, то нужно хотя бы помнить Святое имя, - это еще легче. Даже если человек нем или психически нездоров, он все равно сможет слушать Святое Имя, и это освободит его сердце от всех следов греха и одарит самым высшим из того, что можно обрести в духовной жизни.
В результате поклонения Божеству в храме на протяжении многих и многих рождений Святое Имя Господа Кришны начинает постоянно танцевать на языке преданного. Пути кармической деятельности, умозрительных рассуждений и мистической йоги не могут привести к такому же духовному успеху, потому что в писаниях сказано, что любая, даже незначительная, оплошность на одном из этих путей сводит на нет все усилия.
Поэтому оставьте все попытки достичь успеха в этих методах. Прими полное прибежище Святого Имени; это Ц суть всех религиозных систем, и очень скоро ты сможешь с легкостью пересечь океан рождений и смертей.

О Шрила Кави-Карнапуре

Слава, слава Шрила Кави-Карнапуре! Эта душа получила величайшее благословение. Оба мы родились в одной деревне. В своих произведениях он раскрывает некоторые из изумительных качеств Святого Имени. Тот, кто получил милость Господа Гауранги, несомненно, самая удачливая душа во Вселенной. Кави-Карнапура, получивший милость Господа в раннем детстве, в возрасте семи лет, прославился как великий поэт.
Слава Шри Шивананда Сене, отцу Шри Кава-Карнапуре. В мои ранние годы он учил меня Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-гите. Он взял меня в Надию и привел к лотосным стопам Господа Гауранги. Шрила Шивананда Сена всегда поддерживал и воспитывал меня и в трудные, и в счастливые времена.
В своем доме он обучал меня готовить, позволяя мне делать подношения Божествам, и поскольку я был хорошим учеником, мне выпала удача готовить для моего Господа Шри Гауранги и удовлетворить Его моим служением.
Я смиренно повторяю, что только тот, кто остается в обществе святых вайшнавов, может постоянно повторять Святое Имя Господа.

ГЛАВА 9 Отречение через использование всего в служении Истинное и ложное отречение

ОДНАЖДЫ Шрила Санатана Госвами смиренно попросил Господа объяснить, что такое йукта-вайрагйа (отречение через использование).
Шрила Санатана сказал: лМайвади считают, что совершенный санньяси должен относиться к материальному миру не лучше, чем вороньему помету. Я очень хочу узнать, каковы истинные обязанности вайшнава. Будь милостив, просвети меня в этом так, чтобы я мог хранить эти наставления, как сокровище, и всегда следовать им╗.
Господь ответил: лотречение бывает двух типов: йукта и пхалгу, или истинное и ложное. Я объясню значение того и другого╗.

Ложное отречение

Господь Чаитанья продолжил: лКогда карми или философ-эмпирик отклоняется от ведических наставлений, змея ложного отречения заползает в его сердце. В этот момент мимолетное чувство пресыщения семейной жизнью охватывает его, и он начинает неистово пытаться порвать все связи с материальной жизнью.
Однако такие люди не находят интереса ни в служении Всевышнему Господу Кришне и святым вайшнавам, ни в наслаждении чувств. Это состояние неестественно, поэтому их сердца высыхают, их жизнь лишается какой-либо радости. Они не способны развить вкус к повторению Святого Имени Господа, или к памятованию Его образа, окружения и трансцендентных игр╗.

Йукта-вайрагйа, или истинное отречение

Воистину отрешенный достигает успеха в любой духовной практике. Он принимает все, что благотворно для преданного служения Кришне, и достигает своей цели. Ему легко отказаться от привязанности к материальным вещам и к семейной жизни, и, приняв прибежище в духовной энергии Господа, он очень быстро начинает ощущать вкус нектара трансцендентного преданного служения.
Господь Кришна очень доволен преданным, который занят бескорыстным служением Ему. Поэтому Он обещает в Бхагавад-гите: на ме бхакта пранашьяти Ц лМой преданный никогда не погибнет╗.
Когда Господь доволен преданным, Он проливает на него бесконечный поток милости. Такая удачливая душа очень редка. Возвышенные духовные эмоции Голоки, высшей трансцендентной обители, проявляются в сердце такого преданного. Он становится вечным обитателем Голоки Вриндаваны в духовном небе, даже если внешне живет на земной Гокуле, где Господь Кришна являл Свои трансцендентные игры. Никогда больше материальнаяэнергия не сможет ввести в его заблуждение.

Откажитесь от сухого и безрадостного отречения

Мои дорогие братья! Откажитесь от практики пустого, безжизненного отречения и развивайте в сердце вкус к истинному отречению, т.е. к использованию вещей в служении Господу без привязанности к ним.
Покажите мне место в этом мире, где можно было бы жить, не соприкасаясь с материей? Даже уйдя в лес, вы обнаружите вокруг себя те же самые материальные привязанности и бытовую жизнь. Тот же самый желудок отправится в лес вместе с вами, чтобы поддерживать ваше тело. Представьте, с какой проблемой вы столкнетесь!
Без пищи и ухода тело быстро ослабеет, а если вы преждевременно оставите тело, то редкая возможность победить майу, иллюзорную энергию, будет потеряна. И даже если вам посчастливится выжить, все равно вы будете слишком слабы и не сможете ничего делать. Когда тело слабо, то ум вряд ли будет спокойным. А как вы сможете понять абсолютное знание с ослабевшим разумом и затуманенным умом?

Развивайте йукта-вайрагйу

Оставайтесь в своем доме и постоянно повторяйте святое Имя Господа Кришны. Правильно используйте все материальные предметы, но не позволяйте себя привязывать к ним. Поймите истинный смысл слова лйатха-йогья╗ (лнастоящий╗ или лподходящий╗). Не пытайтесь исказить его смысл, это закончится падением, и откажитесь от всего, что вредит ему.
Тот, кто отвергает истинный смысл наставлений и пытается исказить его, привязывается к чувственным наслаждениям и вынужден идти нечистым путем самообмана. Скопив несметные богатства, такой глупец балует свой язык вкусной пищей, носит раскошные одежды, мечтает о мягкой постели и богатом доме, проводит дни и ночи в обществе женщин в поисках сексуальных утех.
Поддерживать душу в теле необходимо, поэтому старайтесь сохранять здоровье. Ешьте только благостную пищу, не употребляйте никаких одурманивающих средств. Будьте милостивы к другим существам и повторяйте Святое Имя Господа громко и чисто.
Не пользуйтесь поклонением полубогам и показной религиозностью как поводом для наслаждения чувств. Будьте отречены от материальных объектов чувств и поднимитесь над двойственностью привязанностей и антипатий. Всегда будьте свободны от зависти и обмана. Относитесь дружелюбно ко всем живым существам и живите чисто. Таковы мои советы для тех, кто может их оценить.
В уединении развивайте неуклонную решимость служить Господу. Все свое время используйте только для любовного преданного служения Верховному Господу Кришне. Не стройте больших храмов или огромных домов, чтобы жить в них. Если у вас есть богатство, то используйте его правильно и исполните все свои духовные желания.
Если вы бедны, живите чисто, предлагайте Кришне листья Туласи и воду; пусть Господь всегда будет в глубине вашего сердца. С неподдельной любовью взывайте к Нему: лО Господь, я Твой! Милостиво помести Свои лотосные стопы на трон моего сердца!╗
Всегда с любовью и уважением относитесь к вайшнавам, заботьтесь о них, служите им. Если же у вас нет средств, то просто старайтесь удовлетворить их своей добротой и теплыми словами. Полюбите вечных спутников Господа Кришны, Его слуг и гопи, которые так прекрасно служат Ему. Обнимите их в своем сердце с глубокой любовью.
Йута-вайраги, поистине отреченный преданный, практикует непрерывное преданное служение и воспевает Имена и игры Господа. Он сострадателен ко всем живым существам.
Господь Кришна может не дать нам возможности общаться с Его вечными слугами; Он может также забрать у нас все, что Он Сам милостиво дал нам, но для нас он всегда будет источником божественного, бесконечного блаженства. Таков Господь Гауранга Кришна, но я никогда Его не оставлю. Поэтому забудьте все свои скорби и иллюзии и постоянно воспевайте Имена Кришны. Джагай со смирением заявляет, что трансцендентный вкус постоянных ссор с Господом Гаурангой он предпочитает всему остальному.

ГЛАВА 10 Каста и семейное происхождение Право на поклонение Господу

ТОЛЬКО ВЕРА делает человека достойным воспевать Святое Имя Кришны, а не мирские представления о касте, вероисповедании и семейном происхождении. Брахман, родившийся в высшей касте, далеко не всегда удостаивается права повторять Святое Имя Господа; тому же, кто получил низкое рождение, но обладает истинной верой, всегда будет дана возможность преданно служить Господу.

Непреданные очень гордятся своим происхождением

В обычном материалистическом обществе людей с благородным происхождением относят к привилегированному классу, но для преданного Кришны все эти материальные обозначения не играют никакой роли.
Люди, гордящиеся своим аристократическим происхождением, пренебрегают путем преданного служения и так прокладывают себе дорогу в ад. Они не уважают преданных Господа и не могут отличить религию от безбожия. Самодовольные и запутавшиеся, они заняты запрещенной греховной деятельностью.

Преданный из семьи простолюдинов выше непреданного из благородной семьи.

Даже низкорожденный сапожник, работающий со шкурами животных, несомненно, получит милость Господа, если поклоняется Ему. Но рожденный в высокопоставленной семье брахман, который не служит Верховному Господу Кришне, лишается всех хороших качеств и не получает милости Господа. Брахман из хорошей семьи может иметь все двенадцать брахманических качеств, перечисленных в писаниях, но если он не служит Верховному Господу Кришне, то он лишь прокладывает себе в дорогу в ад.
Преданный, занятый служением Господу Кришне, всегда украшен всеми хорошими качествами, которые сами собой проявляются в нем. Как украшения на мертвом теле выглядят нелепо и пугающе, так же преданное служение, воспевание и аскезы, совершаемые не-вайшнавами, фальшивы и поверхностны.

Свобода от привязанности и отвращения к материи

Мои дорогие братья, растите в себе неуклонную преданность Господу Чаитанье, сыну Матери Шачи. Тогда вы легко забудете обо всех ложных отождествлениях с телом; каста, происхождение и прочее перестанут иметь для вас какое-либо значение. Если вы избавитесь от ложного эго и гордости, то вам будет очень легко расстаться с привязанностью к материальной жизни. Как только отрешенность придет к вам, ваше сердце сразу же очиститься. Не позволяйте чувствам соприкасаться с их объектами и победите материальные страсти. Одновременно с этим развивайте влечение к лотосным стопам Господа.
Возможно вы родились в семье брахмана, но вам необходимо искоренить гордость за свое благородное происхождение и стать мягким и смиренным.

Господь милостив к смиренным

Верховный Господь всегда милостив к смиренным. Высокомерие и смирение не уживаются в одном человеке.
Гордость прямиком ведет в ад, поэтому всеми силами избегайте ее. Станьте смиренным и с радостью предайтесь лотосным стопам Шри Радхи и Шри Говинды. О Господь Нитьянанда! Когда же я получу Твою милость и обрету прибежище у Твоих лотосных стоп, отбросив высокомерие и ложную гордость?

ГЛАВА 11 Свет Навадвипы Шри Навадвипа и Шри Вриндавана не отличны друг от друга

ЗЕМЛЯ Ц ЭТО ЛУЧШАЯ планета во всей вселенной, а Гауда в Бенгалии Ц самая возвышенная страна на этой планете. В Бенгалии, в Навадвипе, занимающей сто шестьдесят четыре квадратные мили, находится самая благоприятная область во всей вселенной
Святая река Ганга протекает по этой стране, и священные реки Ямуна и Сарасвати сливаются здесь с ней. На восточном берегу Ганги находится Майяпур, прямое проявление и точная копия Голоки Вринджаваны духовного мира. В Майапуре, в доме Шримати Шачи-деви, на радость Своим родителям явился Шри Гауранга, Верховная Личность Бога.
В конце прошлой йуги (Двапара-йуги) Верховная Личность (Кришна) являл Свои возвышенные и трансцендентные игры, такие, как танец раса с Шримати Радхикой и другими юными девушками Враджа. Как Кришна, сын матери Яшоды и Нанды Махараджа, Он пришел в этот материальный мир со Своими спутниками и обителью (Враджей), и принес с Собой высочайшее сокровище Голоки Вриндаваны, паракия-бхаву, - любовные чувства, которые испытывают друг к другу влюбленные. Он проявил эту расу, танцуя с молодыми девушками Враджа.
Тот же самый Господь низошел снова в материальный мир в Свою вечную обитель Майапур в Бенгалии и принес с Собой то же настроение. Но теперь оно тщательно скрыто.

Внутренняя причина появления Господа Гауранги

У Верховного Господа Кришны было три сокровенных желания, которые не исполнились даже после многих Его игр. Поэтому Он явился как Шри Гауранга Махапрабху, чтобы насладиться, наконец, исполнением этих трех желаний.
Он всегда хотел почувствовать любовь Радхарани к Нему, понять какими Его удивительными качествами Она наслаждается, любя Его; и испытать божественный экстаз, который доступен только Ей, когда Она вкушает сладость Его любви. Господь Кришна, хотя и Верховный Наслаждающийся и Герой всех игр, никогда не чувствовал вкус трех видов счастья, которыми наслаждается Шримати Радхарани.
Поэтому Господь Кришна явился в образе Своего преданного как Господь Чаитанья, с внутренними чувствами и сиянием тела Шримати Радхарани.
Вот почему Господь Кришна явился в Шри Навадвипе, в Бенгалии, со всеми Своими спутниками и трансцендентной обителью, принеся с Собой чувство величайшего счастья.

Служение Кришне Ц это часть поклонения Господу Гауранге

Мои дорогие братья! Оставьте все свои материальные стремления и планы и переселитесь в Навадвипу. Служите Верховному Господу Шри Гауранге, помня Его самые сокровенные трансцендентные игры, которые Он являл день и ночь (ашта-калия-лила). Тогда от всех ваших несчастий и беспокойств не останется и следа.
Трансцендентные игры Господа Кришны на Голоке разворачиваются круглые сутки и делятся на восемь частей по три часа в каждой. Эти игры называются ашта-калия-лилы и продолжаются вечно. Каждая из этих восьми игр происходит в определенном настроении. Наслаждаясь ими в том настроении, которому учил Господь Чаитанья, можно испытать высочайший экстаз премы.
Тот, кто развил решимость и целеустремленность в поклонении Господу Кришне, должен медитировать на ашта-калия-лилы Господа Чайтаньи. Они -хранилище бесценного сокровища экстатической любви к Кришне. если кто-то хочет поклоняться Кришне, не поняв настроение преданности Господа Чаитаньи, он никогда не поймет внутренние, сокровенные истины о Кришне.

Ачарья не зависит от системы варнашрамы

Настоящий ачарья не зависит от положения в ашраме, будь то санньяса-ашрам или любой другой; ачарьей может быть даже тот, кто по своему происхождению не входит в общество варнашрамы. Значение имеет только то, познал ли он Абсолютную Истину о Шри Кришне.
Отказываясь от Абсолютной Истины ради несущественной, материальной системы варнашрамы, человек находит ложного духовного учителя. Общаясь с таким гуру, он рискует своей духовной жизнью.

ГЛАВА 12 Cлава вайшнавов Преданность и места паломничества

ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК идет в места паломничества только для того, чтобы омыться в святых реках и поклониться Божествам, которые для него не более чем каменные идолы, пройдет очень много времени, прежде чем в нем разовьются истинные духовные чувства. С другой стороны, как только человек видит чистого преданного Господа, его сердце очищается от всех бесполезных материальных желаний. Он соприкасается с высшей целью жизни, и трансцендентное преданное служение восходит в его сердце, подобно утреннему солнцу, рассеивающему всю тьму.

Общение с чистым преданным

После многих рождений, получив беспредельную милость Верховного Господа, живое существо встречает чистого преданного и, общаясь с ним, излечивается от материальной болезни. Чистый преданный очищает сердце обусловленной души, и она начинает ясно понимать, что Господь Кришна Ц это Верховная Божественная Личность, Господин всех господ.

Каништха-адхикари (преданныйЦнеофит)

Каништха Ц это преданный, который прошел обряд посвящения у духовного учителя и поклоняется Божеству, форме Господа, строго соблюдая все правила и предписания. Он не может отличить чистого преданного от преданного среднего уровня и не может относиться с истинным почтением к чистым, возвышенным преданным Господа.

МадхьямаЦадхикари (преданный среднего уровня)

Преданный, находящийся на среднем уровне преданного служения, развил в себе любовь к Господу Кришне, дружелюбно относится к преданным Господа, сострадателен к невинным и избегает общения с завистливыми непреданными. Очень скоро, благодаря своему служению и по милости Кришны, такой преданный станет первоклассным вайщнавом (уттама-адхикари).

Уттама-адхикари (преданный первого класса)

Шри Чаитанья Махапрабху объясняет, что преданный первого класса (или чистый преданный Господа) видит Кришну в каждом живом существе, а каждое существо Ц как неотъемлемую частицу Верховного Господа. Он полностью свободен от зависти, гнева или ненависти; он не делит окружающих на друзей и врагов. Он достиг высочайшего духовного уровня и по праву считается лучшим среди преданных Господа. Эти преданные используют чувства и все, что окружает их в материальном мире, только в чистом преданном служении. Свободный от таких пороков, как жадность, ненависть, гнев и т.д., такой преданный во всем видит проявление Верховного Господа и Его энергий.
Такой мудрый преданный проводит свои дни и ночи, памятуя о Господе и медитируя на Его игры. Его больше не сбивают с толку мирская жизнь и временные материальные обязанности. На него не влияют побуждения тела, чувств, ума и материального разума, он выше двойственности рождения и смерти, страха, голода и жажды.
Тот, чье сердце стало вечной обителью Господа Кришны, сына Матери Яшоды, выполняет свои обязанности просто для того, чтобы поддержать свое тело. В его сердце не осталось и тени желания заниматься кармической деятельностью.

Преданный свободен от всех материальных обозначений

Нет ничего удивительного в том, что человека, движимого материалистическими понятиями, всегда привлекают умозрительные рассуждения и кармическая деятельность; он всегда придает большое значение положению в варне и ашраме. Попав в материальное тело, чистая душа развивает ложное самоотождествление Ц ля╗ и лмое╗. Но тот, кто свободен от этих представлений, - воистину освобожден и очень дорог Верховному Госопду Хари.
Тот, кто лишен чувства собственности и не привязан к материальным вещам, не делает телесных различий (ля╗ и лты╗), которые порождают воображаемых друзей и врагов. Равно относясь ко всем живым существам, такой уравновешенный человек свободен от каких бы то ни было беспокойств. Он Ц лучший из преданных Господа.
Он никогда не оставит прибежища лотосных стоп Господа, даже если взамен ему предложат все богатства во вселенной. Лотосные стопы Господа Ц это самая желанная цель полубогов и святых. Никогда, ни на мгновение такой вайшнав не забывает лотосных стоп Шри Кришны; он Ц величайший из чистых преданных Господа и всегда полон блаженства.

Преданный свободен от страданий трех видов

Когда живое существо соприкасается с лотосными стопами Господа Кришны, мягкие, освежающие, переливающиеся всеми цветами радуги лучи света, исходящего от ногтей на пальцах лотосных стоп Господа, гасят в его сердце огонь материальных желаний. Зачем ему возвращаться в ужасающий пожар материального существования, если тень лотосных стоп Госопда Кришны всегда охлаждает его сердце?

Другие признаки преданного первого класса

Как только преданный привязывает к себе лотосные стопы Господа Кришны веревками своей любви, Верховный Господь никогда больше не покидает трона его сердца. Чистый преданный Господа (уттама-адхикари) естественно освобождается от всех обязанностей, потому что он посвятил всего себя Святому Имени Господа. Даже в бессознательном состоянии он чисто повторяет Святое Имя Господа.
Очень редко можно встретить такого великого возвышенного преданного, который осознал всю временность материальных обязанностей, оставил любую материальную деятельность и полностью предался лотосным стопам Господа Кришны. Такой преданный, занятый служением, полностью сознающий трансцендентную истину об изначальном образе, Святом имени, чистых преданных Господа и пути преданного служения Ему, конечно же лучший среди вайшнавов.
Даже если преданный еще не осознает своей изначальной духовной роли, но поклоняется Верховному Господу и Его Святому Имени с непреклонной верой, зная, что Господь неотличен от Своего Имени, он считается вайшнавом первого класса. Таково мнение Господа Чайтаньи.

ГЛАВА 13 Сильное желание видеть Господа Гаурасундару

О, МОЙ ДОРОГОЙ ГОСПОДЬ ГАУРАНГА! Из-за желания отправиться в Шри Вриндавана-дхаму я лишился общения с Твоими лотосными стопами. Неожиданно я решил, что хочу увидеть Твои игры именно там. Я сам не знаю, почему у меня возникло такое желание, но теперь я сожалею о нем. Я чувствую себя так, как будто моя жизнь подошла к концу. Я не могу продолжать жить, не видя Тебя, и не знаю, что мне теперь делать!
Эти прекрасные красноватые лотосные стопы Господа Гауранги Ц величайшее сокровище для меня. Увы! Я так глуп, что оставил их в Пури. Теперь я лишен возможности видеть, как они оставляют свои нежные отпечатки на песках Пурушоттама-кшетры. Я не знаю, почему я пришел сюда; это мой беспокойный ум перелетает с места на место, как дикая птица. Я теряю голову в смятении. Мои ноги увели меня прочь от Него, хотя внутренне я не хотел следовать за ними. Мое упрямство тому виной. О! Капризные волны любви превратили меня в танцующую куклу. Я совершенно запутался, я чувствую себя так, словно жизнь покинула меня. Мне непонятны хитрые поступки Господа Гауранги, и это погружает меня в океан страданий. Я лишился того, чего желал больше всего. Я больше ничего не понимаю, даже самого себя. Я хочу расстаться с жизнью ради Господа Гауранги, но смерть избегает меня. Однажды я бросился в океан, чтобы утопиться; я уже начал захлебываться и бить руками по воде, подняв сильный шум. Но страстное желание увидеть луноподобный лик моего возлюбленного Господа заставило меня быстро выплыть на песчаный берег. И когда я ищу Его, оказывается, что Он уже исчез. Мой ум обрел крылья; быстро и легко я стремлюсь к храму Тота Гопинатхи.
Во дворе храма Шри Гопинатхи я вижу божественное лицо моего Господа, и в экстазе падаю наземь без сознания. Очнувшись, я оглядываюсь и вижу, что меня занесли вовнутрь. Должно быть, это следал Гададхара Пандит. Я издали слышу, как Гададхара Пандит и Господь Гауранга говорят обо мне. Тотчас же слезы наворачиваются мне на глаза, и я начинаю кататься по земле, потеряв самообладание. Я не в силах вынести даже мгновения разлуки с Господом, потому что мой возлюбленный Господь Гаурасундара вечно танцует внутри моего сердца. Это Он не дает мне умереть, а если я продолжаю жить, мы постоянно ссоримся друг с другом. Я не знаю, что еще может поддержать мою жизнь. Я не понимаю, что заставляет меня так поступать. Хорошо зная себя, тем не менее, я иду во Вриндавану, оставив общение с лотосными стопами Господа. Это, несомненно, перечеркнет все мои надежды на успех и в этой жизни, и в следующей. Господь разрешил мне идти во Вриндавану, и теперь, если я не исполню Его желания, то совершу серьезное оскорбление. С другой стороны, я обязательно умру, если больше не смогу больше видеть мягкий свет луноподобного лица моего возлюбленного Господа Гауранги. Эта дилемма причиняет мне нестерпимые муки.
Каждый, кого очаровала любовь Господа Гауранги, находится в очень опасной ситуации, между жизнью и смертью. Таково плачевное положение всех последователей Гададхара Пандита. Все только и шепчутся об этом последнее время.

ГЛАВА 14 Противоречивые метамарфозы Вриндавана в Навадвипе

УВЫ! Я НЕ СМОГУ ПОСЕТИТЬ ВРИНДАВАНУ! Каждый раз, когда я предпринимал попытку уйти, воспоминание о прекрасном лице Господа возвращало меня назад. Я начал медитировать на Его траснцендентный золотой облик и тотчас же потерял всякое самообладание. Я сбился с пути и оказался в каком-то незнакомом месте. Идя в одном направлении, я не заметил, как повернул назад, и когда, в конце концов, я увидел, что вернулся на то же место, я просто сел на землю. Я не понимаю, что со мной. Если так будет продолжаться, я вряд ли когда-нибудь дойду до Вриндаваны. Иногда, размышляя над этим, я дни и ночи сижу под деревом, не сомкнув глаз, а иногда глубоко засыпаю.
Я уснул, и мне приснился сон о каком-то далеком месте. Там на берегу океана я увидел прекрасную танцующую фигуру моего возлюбленного Господа Шри Гауранги. Его окружали Гададахара Пандит и все преданные; они танцевали под сладчайшие, подобные нектару, музыку и пение. Когда закончилось пение и танцы, мой Господь Гауранга подошел ко мне, взял меня за руку и сказал: лТы ушел, разгневавшись на Меня. Если это Я причинил тебе такое беспокойство, то скажи, в чем Моя вина. Теперь ты убежал во Враджу, а Меня оставил здесь. Забудем это. Подойди, позволь Мне обнять тебя, прижаться к тебе грудью и так успокоить Мое безутешное сердце. Пожалуйста, приготовь Мне сегодня вечером рис и шпинат, чтобы Я мог утолить голод. О Джагадананда, ничто не радует Меня с тех пор, как ты ушел. Мне очень тяжело, Я просто механически глотаю пищу. Почему ты всегда так жесток ко мне? Я еще не понял причины твоего внезапного ухода; единственное, что у меня осталось Ц это тоска и печаль.
Иди и посети Враджа-дхаму, это принесет тебе счастье. Но возвращайся скорее, потому что Я хочу попробовать рис и шак, приготовленные тобой. Это придает Мне сил, и я знаю, что ты тоже будешь счастлив. Но больше никогда не обижайся на Меня и не уходи╗.
Когда я проснулся, я увидел, что Вриндавана (Враджабхуми) очень далеко, а Ганга, напротив очень близко. О, как чудесна Навадвипа-дхама, трансцендентная обитель, где мой Господь Гауранга совершает Свои вечные игры. Во всех отношениях это точная копия Враджа-дхамы. Радуясь, я направился в Майапур, прямо к дому моего Господа. Я предложил поклоны Матери Шачи, и мы долго говорили с ней о Господе Гауранге, - о самом дорогом сокровище наших сердец. Затем я вышел, чтобы насладиться видом прекрасной Навадвипы. Обойдя различные места Навадвипы, я неожиданно понял, что я уже во Врадже, и мне теперь мне нужно идти за тридевять земель, чтобы попасть во Вриндавану. Возможность видеть моего возлюбленного Господа уносит все мои страдания и избавляет от мучительной боли разлуки с Ним и Его обителью.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: