Sponsor's links: |
Sponsor's links: |
Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 0% |
Лила Манджари д.д. (Лидия Николаевна Соловьева)
Аюрведа мать искусства врачевания
Древнейшая система Аюрведы до сих пор является в Индии наукой жизни и основана на том, что деятельность тела подчиняется законам природы. Слово Аюрведа в переводе с санскрита означает "знание жизни". В нее входят знания о здоровье и факторах, ответственных за его поддержание. Аюрведическая система, как очень совершенная система медицины, может избавить человечество от многих ненужных проблем и болезней. В ней описываются различные диетологические свойства растительных и минеральных продуктов, используемых для лечения.
Все заболевания подразделяются на два вида: это болезни кармические, которые мы закладываем своим мышлением, и болезни, которые возникают от нашего невежества. В материальном мире все рождается, развивается, стареет и умирает. Болезнь также рождается, развивается, доходит до кульминации и переходит в хроническую форму. Со смертью тела болезнь остается на тонком уровне и в новом воплощении болезни, заложенные в тонком теле, проявляются на протяжении жизни. Человек может подумать, что все предопределено и он не в силах что-либо изменить в своей судьбе, но Аюрведа говорит, что, пользуясь ограниченной свободной волей, мы сами создаем проблемы и болезни и избавиться от них можем самостоятельно. Для этого и нужны знания, которые дает наука Аюрведа. Аюрведическая наука не имеет ни начала ни конца, передается по цепи ученической преемственности от учителя к ученику. Аюрведа - наука медико-метафизическая. Это значит, что это высшая медицина, первоисточник медицинских знаний, а слово "мета" означает тонкое тело, в нем заложены причины болезней.
Современная медицина лечит симптомы болезней, оказывает временную помощь физическому телу, но болезнь не уходит, а опускается в более глубокие ткани тела. Лечение выпадающих волос, крошащихся зубов наружными средствами принесет мало пользы, так как болезнь уже находится на уровне костей.
Корень всех заболеваний - Ама или токсины, циркулирующие по крови, накапливаются в ослабленных частях тела.
Болезнь "рождается" в желудке и распространяется, проходя пять стадий, и, так как мы не знаем, как избавиться от нее на первых стадиях, она, не встречая сопротивления, проникает все глубже в ткани тела и закрепляется, переходя а хроническую форму.
Уникальность аюрведических знаний состоит в общих для всех универсальных принципах, применяемых в любых условиях. Следуя им, можно избавиться от болезней "невежества". Аюрведа утверждает, что, когда придет пора умирать, умереть можно в здоровом теле, не обязательно в больном.
В 99 случаях из 100 лекарственные препараты современной аллопатической медицины являются ядами и не воздействуют на причины болезни. Все болезни возникают от беспокойства ума, а его нельзя лечить медикаментозными средствами, которые подавляют деятельность центральной нервной системы и снижают сопротивляемость организма, т.е. понижают и иммунитет. Многие отечественные и импортные препараты дают побочные симптомы и поражают глубокие ткани тела. От многих антибиотиков нарушается не только флора в желудке и кишечнике, но наступает стойкая потеря слуха и зрения, а это говорит о том, что яды сломили защитные силы организма и дейст вие лекарства настолько мощное, что сокрушает защитный барьер организма.
В современном обществе возникла неразбериха в выборе правильной системы оздоровления и образа жизни. Дюрведа дает нам ее. А ведь у нас ни в одном медицинском институте не разработана диетология, так как пища не считается причиной возникновения болезней. Существуют бессолевые диеты, диеты, где отсутствуют сразу несколько вкусов, таких как острый, горький, соленый. С точки зрения Аюрведы в нашей пище должны быть в обязательном порядке все шесть вкусов: сладкий, кислый, соленый, горький, вяжущий и острый. Лишь в этом случае организм получит все необходимые элементы для построения нашего тела, наших клеток. Многие не знают, как пользоваться пряностями и специями, перцем, а именно эти вкусы придают легкость пище. Основная пища, которую употребляет человек: мясо, рыба, яйца, сладости, соления, маринады, является тяжелой пищей, а специи и пряности гвоздика, корица, кориандр, кардамон, фенхель, анис, тмин, семя укропа, красный и черный перец, куркума, кунжут, шафран, имбирь и т.д. - уравновешивают ее. Такие заболевания, как диабет, атеросклероз, артрит, склероз сосудов, тромбофлебит, закупорка лимфы, опухолевые разрастания, происходят, в основном, из-за недостатка в пище горького и острого вкусов.
Наука жизни изложена в ведической философии, поэтому без знания ведической философии невозможно постичь Аюрведу. Многие пытаются ознакомиться с нею только для лечения тела, но, как уже упоминалось, такое лечение не устраняет причин. Можно лишь с помощью аюрведических методик и средств чистить тело, но на причинном - каузальном уровне ничего не изменится.
Итак, Аюрведа как наука о жизни не открывается несведущему человеку, и это следует подчеркнуть.
Человек - микрокосмос
Тело человека - модель вселенной, а вселенная это большой человек. Все процессы, происходящие в космосе, происходят и в нашем теле. При нарушении баланса внутренних Дош (энергий) начинается несварение, активизируются и некоторые виды болезнетворных организмов. (Такой же процесс происходит в окружающей среде. Например, нечистоты - благоприятные условия для увеличения численности тараканов, клопов, мышей, крыс, являющихся в свою очередь переносчиками инфекции).
В нашем теле при неблагоприятных факторах, разрушающих наше тело, увеличивается рост патогенных, гноеродных микробов.
Мы часто видим в наших садах и огородах пожирающих урожай насекомых. Борьба с ними, как правило, не приносит результата. Как с этим бороться? Ответы опять мы находим в аюрведической науке. Как внутри нас, так и вовне из-за нарушения экологии и загрязненного сознания человека увеличивается рост низших микроорганизмов и низших сущностей.
Каждое живое существо снабжено иммунной системой, которая защищает тело от неблагоприятных факторов. Но она хорошо срабатывает лишь в том случае, если существо это находится в естественных для него условиях. Все живые существа во вселенной распределены таким образом, что каждому живому организму дается не только пища, вода, тепло и свет, но и необходимые лекарства. Овощи, фрукты, травы, специи и пряности есть повсюду на земле. Естественная пища, данная Богом, не только укрепляет иммунитет, но очищает сознание, лечит болезни тела. Человек, попадая в страну с другими климатическими условиями, болеет первое время, т.е. его иммунная система не готова противостоять микробам и вирусам, характерным для данной местности. Постепенно адаптируясь, иммунная система начинает выполнять свои функции. Практически иммунитет может приспособиться к любой среде, но он ослаблен, если условия для жизни неестественны. Так же нарушение экологических норм ведет к ослаблению иммунной системы планетьь Появление новых болезней у человека и животных - следствие этой дисгармонии, вызванной загрязненным сознанием.
Законы природы так тонки, что на каждую часть нашего тела воздействуют определенные звезды и судьбу человека можно определить в момент его рождения. Когда благоприятные звезды собираются вместе, появляются великие личности. Раньше, в ведические времена, дети не рождались случайно, планировался сам момент зачатия. Существовал обряд "ГарбхадханаСамскара" - первая очистительная церемония вложения семени. Соблюдая его, человечество лишилось бы нежелательного потомства: "Нежелательное безумное население, склонное к сексуальной распущенности, превращает мир в ад" ("ШримадБхагаватам", песнь. 1, гл. 12).
Влияние звезд служит причиной множества бедствий - чрезмерного зноя, холода, ливней, засухи, из-за которых возникают голод, болезни, эпидемии. При активности отдельных звезд рождаются "демонические" натуры, например, при активности Марса и Сатурна, и их рождение часто сопровождается катаклизмами природы.
Законы природы постоянно управляют живыми существами. Мы наделены телами в соответствии с нашими действиями. Органы тела управляются определенными божествами планет и с помощью ведических мантр можно было обращаться к божеству данной планеты для излечения. Обращаясь к божеству планеты Марс с помощью мантр, можно было лечить заболевания, связанные с кровью, печенью, кровеносными сосудами, желчным пузырем. Планета Венера ответственна за расстройство семени, предстательной железы, половой сферы, за деторождение. Сердце относится к божеству планеты Солнце, и восстановление сердечной деятельности зависит от него. Планеты тесно связаны с органами человека. Энергия Сатурна воздействует на мышцы, активность планеты бывает причиной слабости мышц и истощения. Меркурий управляет рассудком и при активности этой планеты у людей неуравновешенных и беспокойных часто возникают нарушения в этой сфере. Луна связана с умом и эндокринной системой организма, она отвечает за водную стихию в теле. При полнолунии, когда вода во внешней среде приходит в движение и вода в океане прибывает, создается переизбыток воды во всех формах жизни, поэтому люди, страдающие Капха-эпилепсией или астмой, испытывают приступы этих болезней. А при новолунии возрастает солнечная энергия и люди Питта-конституции, страдающие от Питта-эпилепсии, страдают в это время (о конституциях Вата-ПиттаКапха читайте далее).
Неустойчивость погоды, изменение атмосферного давления, смену климатических зон, времен года все люди переносят по-разному. У некоторых возникает тревога, бессонница, скачет давление, другие становятся сонливыми и неповоротливыми. Мы связаны с энергиями внешней природы напрямую и каждый может наблюдать реакцию на себе.
Познавая себя, мы увидим мир, доселе незнакомый, и Аюрведа, ее философия и религия помогут нам проснуться.
Физический мир
В материальном мире ничто не живет вечно. Все существа рождаются, существуют, производят побочные продукты, стареют и умирают (в "Падма Пуране" приводятся данные о количестве видов живых организмов: 900 тыс. видов животных, обитающих в воде; 2 млн. разновидностей деревьев и растений; 1 млн. насекомых; 400 тыс. живых существ в человеческой форме и т.д.). Существуют в этом мире двойственности: радость и горе, добро и зло, рождение и смерть, любовь и ненависть, видимое и невидимое, физическое и духовное, и, так как наши возможности ограничены, мы не представляем, что происходит за его пределами.
Мы не знаем, куда мы погружаемся во время сна, что с нами происходит в это время, где мы находимся. Точно так же мы не предполагаем, куда мы погружаемся во время разрушения вселенной. Процесс рождения вселенной до разрушения подобен смене дня и ночи - от пробуждения утром, проявления видимого мира, активной деятельности в полдень, до сумерек, когда утихает движение. При частичном и полном разрушении вселенной все живые существа погружаются в тело Бога и находятся в непроявленном состоянии до следующего рождения вселенной.
Живое существо проходит долгий эволюционный путь развития от низших форм жизни, низшего сознания к высшему, прежде чем получить тело человека. Сознание присутствует в движущихся формах жизни и в неподвижных, оно есть в камне, минералах, растениях и деревьях. Ученые давно установили, что холмы и горы растут, деревья видят и улавливают запахи. В Ведах говорится, что самый низкий уровень сознания у камней, минералов, далее идут растения, затем рыбы - у них развито чувство вкуса. Пчелы обладают тонким обонянием, у змей хорошо развит слух. За ними следуют птицы, которые уже видят форму - например, хищные птицы с высоты хорошо видят свою добычу. Выше птиц стоят четвероногие животные, а живые существа в человеческой форме замыкают пирамиду. Веды говорят, что вырваться из этого мира двойственности могут лишь "дживы" (души) в человеческой форме жизни, так как они воспринимают, осознают себя в мире и в соответствии с этим действуют, проявляют свою волю.
При зарождении сознание живого существа проходит через все формы развития во чреве матери. При оплодотворении сперматозоид сливается с яйцеклеткой и через пять суток в результате дробления яйцеклетки формируется пузырек, еще через 10 дней - зародыш принимает форму сливы, после чего он превращается либо в комочек плоти, либо в яйцо. У зародыша человека в течение первого месяца формируется голова, к концу второго - руки, ноги, туловище и другие части тела. К концу третьего месяца появляются пальцы рук и ног, волосяной покров, кости, кожа, половые органы и отверстия в теле. Через четыре месяца окончательно формируются все семь Дхату тела (строительный материал тела). К концу пятого - душа ощущает голод и жажду, а по прошествии шестого месяца зародыш покрывается водной оболочкой и смещается либо в левую, либо в правую сторону живота. Плод, смещающийся в правую сторону, есть особь мужского пола, в левую - женского. Плод в чреве матери находится в смрадных условиях, но сознание его не очень развито и поэтому он способен вынести эти мучения. Ребенок лежит скорчившись, с головой, прижатой к коленям и животу, с согнутой спиной и шеей. Если бы взрослый человек оказался в таких условиях, он не прожил бы и нескольких минут. Через семь месяцев он обладает сознанием, чувствует на себе движения потоков воздуха. Душа, осознавшая свое заключение, видит Господа в своем сердце и просит Его, чтобы он вызволил его из этого страшного места, она клянется Ему, что никогда не забудет Его. Но рождаясь на свет и попадая в руки любящих родителей, родных и близких, мы забываем эти клятвы. Все люди в этом мире когда-нибудь клянутся, но эти клятвы временны и непостоянны, как и все в материальном мире.
Материальный мир мы воспринимаем через пять органов грубых чувств. Это уши - орган слуха, глаза - орган зрения, нос - орган обоняния, язык - орган вкуса, кожа - орган осязания; с точки зрения ведической философии они считаются несовершенными. Человек видит только три состояния в природе: твердое, жидкое, газообразное. Например: лед, воду и пар, но это не означает, что других состояний не существует.
Чаще всего человек не видит сверхфизическое состояние, к тому же мы не видим в темноте. Уши воспринимают колебания волн, вибрации на различных частотах на тонком уровне, воспринимают слова, различные звуки на грубом физическом уровне. Слова, как и звуки, имеют свои качества, бывают нежными, ласкающими, успокаивающими, теплыми, приятными, бодрыми. Они успокаивают наш ум, приводят нас в приятное расположение духа, действуют умиротворяюще. Противоположные по своим качествам звуки: грубые, резкие, шипящие, колющие, ранящие, давящие, язвительные, оглушающие, режущие - приводят к беспокойству, к страху, гневу, возбуждению, есть даже слова-убийцы. Мы говорим, что слово может убить, может ранить человека. И наше ухо воспринимает все, как хорошее, так и плохое, и в зависимости от состояния нашего сознания наше тонкое тело будет реагировать на эти внешние факторы и может не отвечать, то есть не затрагивать наш ум.
Наши глаза видят объекты чувственного восприятия, которые могут привести нас в спокойное или возбужденное состояние. Объекты наших чувств порождают желание потрогать, вкусить, погладить, прикоснуться, купить, обладать, могут вызвать отрицательные эмоции: чувство гнева, похоти, зависти, ревности, вожделения. Ум становится неуправляемым и беспокойным.
Через кожу поступают сигналы физической сферы: разница температур, сухое или влажное воздействие и др. Мы можем испытывать приятные ощущения, когда нас гладят, ласкают, а при прикосновении нежелательных рук, при воздействии колющих, режущих предметов, ударов - неприятные. Наш ум мгновенно реагирует на отрицательные воздействия, отчего в крови изменяется химический состав.
Через нос мы вдыхаем запахи земли, цветов, растений, пищи. Приятные запахи успокаивают наш ум и воздействуют благоприятно. Запахи передаются через слизистую оболочку носа на гипоталамус, а нервная система воздействует на кровь, они могут способствовать расслаблению тела, могут лечить. От лако-красочных материалов, различных смол, химических видов оружия может возникнуть слезотечение, аллергические реакции и даже изъязвление оболочек внутренних органов.
Язык нам дан не для злоречия, а для определения вкуса. Без воды язык не ощущает вкуса, поэтому он всегда влажный. Вкус и качество пищи воздействуют на состояние нашего ума, приводя его в соответственное состояние. Пища, дурно пахнущая, несвежая, нечистая, приводит к нечистоте языка. В Ведах сказано, что нечистый язык порождает через ум и нечистые желания. Человек, не контролирующий свой язык, не может контролировать и свой желудок и гениталии. Язык, желудок и гениталии находятся на одной линии. Поэтому человек, не контролирующий свой язык, также не управляет и побуждениями других своих органов.
Все эти грубые органы чувств принимают сигналы, воздействующие не только на грубом чувственном уровне, но также и на тонком. Синяк возникает на теле после удара, такой же синяк мы получаем на тонком уровне. Часто можно услышать: уши горят - значит кто-то ругает или вспоминает. Это и есть воздействие такого рода. Подчас люди хватаются за сердце, вдруг чувствуют беспричинную тревогу или волнение, раздражение без видимых причин. Это следствие того, что наши мысли несут свой заряд действия и имеют такие же качества, как и слова. Это окружающая среда, в которой мы живем. Она может быть благоприятной и неблагоприятной в зависимости от склада нашего ума и гун материальной природы, которые нами управляют.
Гуны - в переводе с санскрита означают "веревки". Материальным миром управляют гуны материальной природы, которые в свою очередь находятся также под управлением Верховного Господа. Когда мы рождаемся, то, в зависимости от состояния нашего ума, мы попадаем под управление одной из гун. Существует гуна благости, гуна страсти и гуна невежества. Мы находимся под смешанным влиянием трех гун, но какая-то одна гуна нами руководит. Все живое и неживое распределяется по этим гунам. Такие животные, как слон, лошадь, корова относятся к гуне благости. Это крупные животные, однако они не едят мяса. Хищники - тигр, лев, волк, пантера и др. - находятся под управлением гуны страсти, а такие животные, как ишак, осел, верблюд, находятся под управлением гуны невежества. Птицы: лебеди, ласточки, скворцы, павлины и др. находятся в гуне благости, а орлы, коршуны, стервятники, хищные птицы, находятся под управлением гуны страсти, а вороны, галки - эти птицы относятся к гуне невежества.
Также и растительный мир: благоухающие цветы, травы, обладающие приятным запахом, относят к гуне благости, растения и травы, которые могут уколоть, обрезать, ужалить, относятся к гуне страсти, а дурно пахнущие растения, ядовитые, липкие (колючки, репейник и т.д.) относятся к гуне невежества. Люди также распределяются по гунам: люди, которые находятся под управлением гуны благости, тянутся к знаниям, всегда помнят о Боге, это ищущие люди. Тело таких людей не такое грубое, тяжелое, они приветливы, доброжелательны в обращении, меньше подвержены болезням, легкие на подъем и часто улыбаются. Люди, которыми управляет гуна страсти, не так благочестивы и религиозны, хотя могут помнить о Боге, могут заниматься благотворительностью, вся их деятельность направлена на удовлетворение своих чувств. Они подвержены эмоциям: злобы, гнева, вспыльчивости, раздражения, ревности, зависти. Они подвижны, темпераментны, резки в суждениях, настойчивы и решительны в своих поступках, веселые, общительные люди, когда внутренний огонь в равновесии. Люди в гуне невежества имеют много отрицательных качеств, они не верят в Бога и не хотят знать о Нем ничего. Все поступки таких людей никому не приносят счастья, создают беспокойство для окружающих. Эти люди ленивы, сонливы, не любят работать. Тело такого человека состоит из тяжелых элементов, оно подвержено болезням, и сознание такого человека находится на животном уровне.
После смерти душа не освобождается от воздействия гун материальной природы. Вот что говорится в Ведах: "Если человек умирает в гуне добродетели, он достигает райских планет, чистых планет великих мудрецов. Если человек умирает в гуне страсти, он рождается среди занятых кармической деятельностью, а умирая в гуне невежества, он рождается в царстве животных" ("Бхагавад-гита", гл. 14, тт. 14-15).
Человеческая форма жизни дается живому существу для самоосознания, для восстановления утраченной связи с Богом, иначе человек может снова пасть в низкие формы рождения и снова оказаться в животном состоянии. Современное общество без знания о Боге находится на уровне сознания животного. Животное ест, спит, отправляет свои естественные потребности, совокупляется и обороняется, и человек ест, спит, совокупляется и обороняется. Единственное, что человек живет в лучших условиях, чем животное. Животное живет согласно законам природы и не навлекает на себя греховных действий, поэтому животное, поедая более слабых, не мешает эволюционному развитию живых существ. Главный принцип "ненасилия" заключается в том, что мы, разумные живые существа, не должны препятствовать развитию эволюции. Убивая животное или срубая дерево, мы останавливаем процесс развития созна ния и это живое существо должно вновь родиться в той же форме жизни снова. Возмездие, или реакция за насилие, происходит на протяжении многих и многих жизней, оно не отрабатывается за одну нашу жизнь, так как слишком много греховных поступков было на протяжении всех наших бывших жизней.
Законы природы действуют очень разумно. Обычно люди думают, что дети рождаются чистыми, так как еще не успели что-либо дурное совершить в этой жизни. Но, к сожалению, дети не являются невинными, они - следствие накоплений прошлых жизней и с возрастом проявится и подлинная природа этого ребенка. У Л.Н.Толстого есть такие слова: "Жизнь есть то, что открывается через сознание, и она всегда и везде есть. Наше заблуждение в том, что то, что закрывает от нас жизнь, мы признаем жизнью". Наше заблуждение происходит за счет обусловленного ограниченного состояния души. Души бывают в обусловленном состоянии и в освобожденном. Первые находятся под управлением гун материальной природы, а души освобожденные не
Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Sponsor's links: |
|