Sponsor's links:
Sponsor's links:

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

Вступительное слово Бхакти-чару Свами

Шри Чайтанья Махапрабху пришел в темную эпоху лицемерия и раздоров, чтобы раздавать людям любовь к Богу и научить людей самому возвышенному духовному методу освобождения из рабства материи и вознесения в духовный мир. Даже если человек не признает Шри Чайтанью Верховной Личностью Бога, познакомившись с Его жизнью и учением, он, без сомнения, проникнется глубоким почтением по отношению к величайшему из тех, кого когда-либо видел мир. Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада не только познакомил людей за пределами Индии с личностью Шри Чайтаньи Махапрабху и Его учением, но и убедил тысячи искренних душ стать Его верными последователями. Сам Шрила Прабхупада проповедовал славу Господа через свои книги. Мировая история не знала другого писателя, создавшего за такое короткое время столько философских произведений (около 80 томов за 10 лет). Он знал, что в этом веке печатное слово будет наилучшим средством проповеди духовного послания Шри Чайтаньи. Поэтому он просил своих последователей распространять его книги, а также писать книги самим. Сатьярадж дас (Стивен Роузен) всем сердцем принял это наставление и посвятил свою жизнь описанию Верховной Личности Бога и Его преданных слуг. <Жизнь святых вайшнавов: Шринивас, Нараттам и Шьямананда> является естественным продолжением двух предыдущих работ автора: книг <Духовное возрождение Индии. Жизнь и эпоха Господа Чайтаньи> и <Шесть Госвами Вриндавана>. Все три книги содержат описание сокровенного учения Шри Чайтаньи. Шри Чайтанья Махапрабху пришел на землю, чтобы одарить каждого, начиная от возвышенных святых и кончая самыми опустившимися грешниками, бесценным сокровищем духовного мира. Хотя Он и стал основателем самой яркой и могущественной философии, Он не оставил после себя ни одного произведения, за исключением <Шикшаштакам> - восьми стихов на санскрите, в которых изложена суть Его учения. Госвами Вриндавана, Шри Рупа, Санатан, Рагхунатх дас, Рагхунатха Бхатта, Гопал Бхатта и Шри Джива, составили множество книг, разъясняющих учение Шри Чайтаньи Махапрабху и доказывающих их соответствие Ведическим писаниям. Лишь благодаря усилиям Госвами учение Шри Чайтаньи Махапрабху не кануло в Лету, а сохранилось и дошло до наших времен. Деяния Верховной Личности Бога вовсе не случайны. Все, что делает Господь, происходит согласно Его божественной воле. Явление Госвами, сыгравших важную роль в Его играх, было частью Его божественного плана. То же можно сказать и о явлении Шриниваса, Нароттама и Шьямананды. Они первыми начали распространять книги Госвами Вриндавана об учении Шри Чайтаньи Махапрабху. На духовном пути знание о предшествующих святых раскрывается их последователями. Верховная Личность Бога, Шри Кришна, пришел на землю в облике преданного, Шри Чайтаньи Махапрабху, тем самым раскрыв Свою собственную сущность. По милости Шести Госвами Вриндавана, можно узнать о Шри Чайтанье Махапрабху и Его учении, а по милости Шриниваса, Нароттама и Шьямананды можно узнать о Шести Госвами. Работая над книгой, которую вы держите сейчас в руках, Сатьярадж Прабху глубоко исследовал жизнь этих трех светил вайшнавского мира. Главным источником информации для него служили древние писания Гаудия вайшнавов, в которых он тщательно искал цитаты и эпизоды, имеющие непосредственное отношение к теме книги. По этой причине данная книга представляет интерес не только для преданных Шри Кришны Чайтаньи, но и для широкого круга читателей. Впрочем, некоторые эпизоды книги могут казаться противоречивыми. К примеру, Сатьярадж пишет, что Шринивас, Нароттам и Шьямананда следовали по пути Рагатмика бхакти, и духовные учителя раскрыли им их духовную сущность манджари. Может показаться, что это противоречит учению Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, однако, на самом деле, противоречия здесь нет. Рупануга Гаудия вайшнава сампрадая действительно следует по пути Рагатмика бхакти, но при этом Шрила Бхактисиддханта Сарасвати и Шрила Прабхупада утверждали, что для того, чтобы раскрыть духовную сущность своего ученика, духовный учитель должен сам находиться на чистом духовном уровне, а ученик должен быть достаточно зрелым в духовном отношении, чтобы осознать свою вечную сущность. Этот момент ясно освещается в книге Сатьяраджа в полном соответствии с философией нашей сампрадаи. Ученик постигает свою духовную сущность и сущность своего духовного учителя во Вриндаване сразу же, как только он достигает определенного уровня духовного развития. Все это открывается в его сердце само собой с течением времени, подобно тому, как к сыну миллионера, законному наследнику состояния отца, с возрастом переходят все права на наследство. Когда однажды один из учеников Шрилы Прабхупады попросил его раскрыть его <сиддха сварупу> (<духовную сущность>), Шрила Прабхупада ответил: <Тебе незачем беспокоиться о своей сварупе. Когда ты будешь готов, я лично приду к тебе и открою эту тайну>. Шьямананда Прабху получил духовное посвящение от Хридоя Чайтаньи, принадлежащего к ученической последовательности Господа Нитьянанды. Хридой Чайтанья не раскрыл Шьямананде его духовную природу в момент посвящения, но позднее Сама Шримати Радхарани, явившись Шьямананде, открыла ему его тождество с Канака Манджари. Необходимо помнить, что духовный мир - это место, где царит абсолютная истина, и в нем нет места досужим выдумкам и ничем неоправданным фантазиям. Единственный способ узнать истину - вручить себя Господу и Его преданным. В книга <Жизнь вайшнавских Святых> Сатьярадж сумел раскрыть славные деяния и неоценимые достижения трех весьма выдающихся ачарьев Гаудия вайшнавской сампрадаи. Мир должен узнать о деяниях таких личностей. Шрила А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада начал духовную революцию во всем мире, а Сатьярадж дас прекрасно помогает Его Божественной Милости, составляя биографии основных ачарьев Гаудия вайшнава сампрадаи. События из жизни вечно освобожденных душ следует воспевать и слушать, ибо они способны принести благо и просветление каждому. Великие души на протяжении многих веков черпали огромное наслаждение, пересказывая эти истории. Следует также отметить, что иногда документальные повествования бывают намного увлекательнее обычной художественной литературы: рассказ о жизни Шриниваса, Нароттама и Шьямананды является ярким тому подтверждением. Итак, эта книга, рассказывающая о жизни трех выдающихся людей, способна принести мир, благоденствие и прилив духовной радости каждому, кто с ней соприкоснется. Предисловие Доктор Чарльз С.Дж. Уайт

? Доктор Чарльз С.Дж. Уайт является Председателем м Профессором Кафедры Философии и Религии Американского Университета в Вашингтоне.

Книга <Жизнь святых вайшнавов: Шриниваса Ачарьи, Нароттама даса Тхакура и Шьямананды Пандита> предоставляет читателю достоверную информацию о жизни великих святых вайшнавской религиозной традиции Гаудия. Работа Стивена Роузена посвещена Шринивасу, Нароттаму и Шьямананде, которые общались с Чайтаньей Махапрабху (основателем этой традиции). Гуру господина Роузена, А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада, в настоящее время является основным звеном ученической преемственности, соединяющей исторические корни Гаудиявайшнавизма в Индии и его ветви на Западе в виде Международного Общества Сознания Кришны. Господин Роузен начал свою духовную практику, став членом ИСККОН, и по сей день продолжает следовать принципам и учению вайшнавов. В связи с этим работа господина Роузена подчеркивает его личное духовное отношение к обсуждаемой теме и написана скорее с точки зрения <бхакти>, нежели в строгой научной манере. Приняв точку зрения автора, читатель может глубже проникнуть в сферу духовных ценностей этой сампрадаи. Помимо этого, книга представляет немалую ценность для всех, кто занят изучением индуизма и, в особенности, аспекта бхакти, поскольку господин Роузен представляет документальные факты исторического развития Гаудия-вайшнавизма в период его зарождения. Эту работу можно смело назвать уникальной по представлению высшего состояния вайшнавского мистицизма в настроении Сакхи-бхавы. Примером этому может служить захватывающее описание медитативного транса Шриниваса, в котором он наблюдал, как Радха играет в воде со своими подругами, гопи. Погруженный в мистическое созерцание этой игры, он заметил, как украшение из носа Радхи (бесара) упало в воды Ямуны, пока Она и гопи плескались в воде. Шринивас в течение нескольких дней не мог вернуться в сознание, будучи полностью поглощенным поисками бесара Радхи. В конце концов, с помощью Рамачандры Кавираджа, другого возвышенного преданного, который погрузился в транс рядом со Шринивасом, обнаружил его в обществе Радхи и гопи и нашел бесар под листком лотоса. В мистическом царстве Сакхи-бхава бхакти, Шринивас и Рамачандра Кавирадж объединяются в облике гопи Мани Манджари, близкой служанки Радхарани, состоящей с ней в дружеской расе. Понимание этого необычного сценария медитации чрезвычайно важно для проникновения в суть духовного процесса бхакти, представляющего собой совершенно иной аспект самоосознания, нежели индуистский мистический процесс достижения Ниргуна Брахмана или лишенного качеств Пуруши.

Введение Господь Чайтанья Махапрабху произвел революцию в духовном и общественном мировоззрении людей Индии 16 века. До его явления большинство населения Индии постепенно отходило от исконной Ведической религии. Отступления брахманов от религиозных традиций стали обычным делом, росло количество последователей Тантрического Буддизма и других гетеродоксальных направлений индуизма, сельские местности наводнили поклонники Шакты и аскеты-авадхуты, среди ученых основным предметом изучения стала Нава-ньяя, новоизобретенная наука логики из Митхилы, ситуация обострялась также вследствие неутихающего антагонизма мусульман. Посреди этого хаоса, Махапрабху возродил в людях их естественное влечение к духовности, открыв им до этого мало доступную Ведическую истину, гласившую, что святое имя Кришны является как средством, так и целью духовного просвещения. Жизнь и учение Махапрабху и духовное возрождение Индии в 16 веке и поныне остаются предметом изучения для многих писателей и ученых. Однако далеко не всем известно, что вскоре после того, как Махапрабху завершил свои игры на земле, Индию захлестнула вторая волна духовного возрождения, которая стала естественным результатом Его проповеди. Хотя Махапрабху распахнул двери сокровищницы, где хранилась любовь к Богу, а Шесть Госвами, написав свои книги, разлили эту любовь по сосудам, тем самым сделав ее еще более доступной, мир был бы все же не способен утолить ею свою жажду, если бы не три святых вайшнава, которые взяли эти сосуды и распространили их по всему Индийскому субконтиненту. Шринивас, Нароттам и Шьямананда были подобны драгоценным камням, венчавшим корону Гаудия-вайшнавизма. С трудом верится в то, что до сих пор никто не описал жизнь этих троих выдающихся людей на английском языке. Хотя упоминания о них содержатся в работах Д.С.Сена, датированных 1930-м годом, эти упоминания довольно кратки и поверхностны. Более подробно о них писал только Рамаканта Чакраварти, но и его описание было весьма упрощенным и беглым. Такое молчание может вызвать только изумление, поскольку именно Шринивасу, Нароттаму и Шьямананде принадлежит заслуга за распространение послания Шри Чайтаньи по всем уголкам Индии, что, без сомнения, требовало колоссальных усилий. В те времена (16-17 век) трансцендентное знание передавалось преимущественно путем устной проповеди, а также через проведение пышных фестивалей с пением, танцами и раздачей прасада (освященной вегетарианской пищи). Духовное обучение также происходило путем изучения священных писаний, написанных на пальмовых листах, под руководством истинного духовного учителя. Все трое наших героев отличались особым энтузиазмом и усердием во всех вышеописанных видах проповеди, и эти их качества были отмечены бенгальскими историками. Однако истинное величие достижений Шриниваса, Нароттама и Шьямананды не было раскрыто полностью до тех пор, пока в 19 - начале 20 века Бхактивинода Тхакур и Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур начали распространять вайшнавскую философию с помощью современных устройств, таких как печатные станки. Продолжив их вдохновляющую миссию, Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада и его ученики с любовью донесли послание Чайтаньи Махапрабху до жителей всех городов и деревень мира, что стало возможным благодаря массовому распространению книг. Феномен передачи духовного знания имеет долгую историю в вайшнавской традиции и занимает в ней весьма важное место. Издавна знание Упанишад постигалось у стоп совершенного учителя, Ведическое знание передавалось изустно от гуру к ученику. Впоследствии Ведические тексты начали переносить на пальмовые листы, правом изучать которые обладали только самые серьезные и искренние ученики. Истины, заключенные в этих текстах, были скрыты в сложных санскритских шлоках и, открывая их своим ученикам, гуру, фактически, открывали им доступ в духовный мир. Следуя этой вековой традиции, Чайтанья Махапрабху очень хотел, чтобы написанные его учениками, Госвами, книги о бхакти, раскрывающие недоступную сущность Ведических текстов, попали в руки всех, кто был готов их понять. Пионерами этой духовной миссии, впоследствии наводнившей весь мир, стали Шринивас, Нароттам и Шьямананда, которые организовали первую выездную группу санкиртаны. Те из вас, кто знаком с вайшнавской средневековой литературой на бенгали, знают, что Шри Чайтанья Махапрабху в разное время предсказывал приход Шриниваса, Нароттама и Шьямананды, вдохновенно описывая тот ни с чем не сравнимый вклад, который внесет каждый из них в ход мировой религиозной истории. В этой миссии им содействовали другие великие вайшнавы: царь Бирхамбир, Рамачандра Кавирадж, Сантош Датта, Расик Мурари, Джахнава деви, Бирабхадра и многие другие. Тем не менее, наше повествование будет целиком посвящено, Нароттаму, Шринивасу и Шьямананде, поскольку их роль в этой миссии была наиболее значительной, что станет ясно в дальнейшем на страницах книги. Не следует, однако, забывать о роли других вайшнавов. К примеру, Джахнава деви, супруга Нитьянанды Прабху и едва ли не самый уважаемый вайшнав того времени, сыграла роль инструмента в этой миссии, убедив Дживу Госвами в необходимости разослать книги о преданном служении из Вриндавана всем вайшнавам на восточном побережье Индии, включая Бенгалию и Ориссу. Именно благодаря Джахнаве деви, которая вдохновила вайшнавов на распространение духовной литературы, произошли наиболее яркие эпизоды в жизни Шриниваса, Нароттама и Шьямананды. Исторический визит Джахнавы деви во Вриндаван и ее встреча с Дживой Госвами описаны в <Бхакти-ратнакаре>, <Нароттама-виласе> и <Према-виласе> - произведениях, на которые мы будем неоднократно ссылаться по ходу этой книги, а также в <Мурали-виласе> Раджбаллабхи Госвами. Но к этим работам мы опять же будем обращаться только если это непосредственно связано с нашими героями. В таких случаях, вместо того, чтобы ссылаться на многотомные труды, описывающие жизнь других возвышенных личностей, мы будем рассматривать только авторитетные произведения, построенные на описании жизни трех наших героев.

(1) Бхакти-ратнакара (<Океан преданности, полный сокровищ>) Это, пожалуй, наиболее выдающееся и известное произведение о жизни Шриниваса, Нароттама и Шьямананды. Оно было написано в конце 18 века рукой Нарахари Чакраварти, который также был известен под именем Гханашьямы Даса. Он был сыном ученика Вишванатхи Чакраварти Тхакура, Джаганнатха Чакраварти. Нарахари принял духовное посвящение у Нарасингхи Чакраварти (ученика Бирбхадры). Он был также известен как хороший повар в храме Говиндадева во Вриндаване, где проходил обучение. Со временем Нарахари стал одним из наиболее выдающихся вайшнавских писателей своего времени. <Бхакти-ратнакара>, состоящая из 15 длинных глав (15019 стихов) и по сей день остается его самым значительным произведением. (1)

(2)>Нароттам-вилас> (<Игры Нароттама>).

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: