Sponsor's links:
Sponsor's links:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 36%

наслаждался историями о Прахладе и Дхруве, посвящая этому все Свое время. Снова и снова Он слушал и повторял имена и славу Господа Кришны. Святой Гададхара читал <ШримадБхагаватам>, а Сварупа Дамодара пел киртану. Стоило Сварупе Дамодаре запеть о славе Господа Кришны, Господь Чайтанья начинал танцевать, проявляя все признаки любви к Богу: Он плакал и дрожал, смеялся и терял сознание, по телу пробегали мурашки, волосы вставали дыбом, из груди вырывался крик. Казалось, Он становился живым воплощением любви. Громкая киртана Сварупы Дамодары лишала Господа Чайтанью внешнего сознания. Снова и снова Он падал на землю. Среди спутников-санньяси Господа Сварупе Дамодаре не было равных. Как его, Господь Чайтанья любил только Парамананду Пури. Если Парамананда Пури был опорой медитации, то Сварупа Дамодара - опорой киртаны. Эти санньяси были двумя руками на теле Господа Чайтаньи. Пение Сварупы было подобно нектару, который вливался в уши Господа и заставлял Его танцевать. Иногда Сварупа переодевался до неузнаваемости и уходил в город. Словно Нарада, он играл на тампуре и пел киртану. Кто более прославлен и удачлив, чем Сварупа Дамодара? Сопровождаемый Сварупой Дамодарой, Господь Чайтанья день и ночь наслаждался играми санкиртаны. Ел, спал или гулял - Господь не расставался с ним ни на мгновенье. Если Сварупа Дамодара начинал петь на прогулке, Господь Чайтанья сразу начинал танцевать и в экстазе уже не разбирал дороги. Он не видел, где вода, а где земля, где лес, а где кусты, и только кричал от восторга. Сварупа Дамодара продолжал петь киртану, и если Господь падал в колючие кусты, он подхватывал Его на руки. Удача Сварупы Дамодары не знает границ. Не было никого равных ему. Однажды, одержимый экстазом, Господь Чайтанья упал в колодец. Адвайта Ачарья и остальные преданные пришли в большое беспокойство. Схватившись за головы, они плакали. Господь Чайтанья, наслаждаясь нектаром экстатической любви и преданности, не сознавал реальности. Словно ребенок, Он упал в колодец и плавал там. Неожиданно колодец стал наполняться свежесбитым маслом. На Его теле не было и царапинки. Как это было удивительно! Сила экстатической любви творила чудеса. Глядя на камни, даже не коснувшиеся тела Господа, вайшнавы танцевали. Через несколько минут Адвайта Ачарья и другие преданные вытащили Господа Чайтанью из колодца. Никто не понимал, как это могло случиться. <Можешь сказать? Можешь сказать?> - спрашивал Господь, так и не приходя в Себя в экстазе любви и преданности. Разыгрывая полное неведение, Он обращался к каждому. Адвайта Ачарья и остальные преданные в блаженстве слушали Его. До принятия санньясы имя Сварупы Дамодары было Пурушоттама Ачарья, и Пундарика Видьянидхи был его близким другом. За высочайшую любовь и преданность Господь Чайтанья часто называл Пундарику - Преманидхи. Богатый землевладелец, ученик Мадхавендры Пури, он жил в роскоши, что многих сбивало с толку. На первый взгляд он казался обычным мирянином, но Гададхара Пандит принял его своим духовным учителем. И в этом нет ничего удивительного, потому что в духовном мире Преманидхи действительно является отцом Гададхары. В играх Господа Чайтаньи Пундарика был воплощением Махараджа Вришабхану, отца Радхарани. Именно поэтому Махапрабху иногда называл его Боп, <отец>. Но лишь самые возвышенные преданные понимали их взаимоотношения. В глубине сердца ожидая появления Пундарики Видьянидхи, Господь Чайтанья продолжал Свои игры. Увидя, наконец, Пундарику, Господь улыбнулся. - Отец пришел! Отец пришел! - радовался Он. Пундарика Видьянидхи обезумел от блаженства, переполнявшего сердце. Господь Чайтанья-Нараяна, который очень любит Своих преданных, прижал Пундарику к груди и заплакал. Вайшнавы вокруг тоже плакали. Блаженство Вайкунтхи неожиданно низошло на всех. С каждым мгновеньем любовь Господа и преданных к Пундирике Видьянидхе росла. Теперь давний друг Сварупы Дамодары тоже был рядом с Господом. Пундарика и Сварупа Дамодара с любовью смотрели друг на друга. Старые друзья, они поочередно брали пыль со стоп друг друга, обнимались и, играя, толкались. Два могущественных вайшнава, они смеялись и играли, что доставляло Господу Чайтанье большое удовольствие. Справившись с охватившим волнением, Господь сказал Пундарике: - Пожалуйста, останься на несколько дней в Пури. Слова эти осчастливили Пундарику. Считая себя самым удачливым на свете, он остался рядом с Господом. В это время Гададхара Пандит снова получил от него ишта-мантру. Возможно ли описать славу Пундарики Видьянидхи, воспетую Адвайтой Ачарьей, Мурари Гуптой и Харидасом Тхакуром? Его учеником был Гададхара, обладавший самой возвышенной экстатической любовью. Не было среди вайшнавов равного Пундарике Видьянидхе, преданные не могли описать всех трансцендентных деяний, которые он совершал телом, умом и словами. Не отыскать было в его сердце ложной гордыни даже с крохотное сезамовое семечко. Какой чудесной милостью одарил его Господь Чайтанья! Ее невозможно осознать. Послушайте со слов Гададхары о том, как дорог был Пундарика Господу Кришне. Пундарика приобрел дом в Ямешваре на берегу океана и остался у лотосных стоп Господа Чайтаньи. Каждый день он приходил в храм Господа Джаганнатхи, чтобы увидеть Его божественный лик. Сварупа Дамодара каждое утро с неизменной любовью встречал друга. Вместе они любовались Господом Джаганнатхой, наслаждались нектаром бесед о Господе Кришне. Скоро настал праздник Одана-шаштхи, когда Господу Джаганнатхе предлагают новые одежды. В тот день преданные принесли для Господа новые накрахмаленные одежды, кто какие хотел. Господь Чайтанья и Его спутники тоже пришли на праздник. Громко и радостно звучали мриданги, мухари, раковины, дандабхи, кахалы, даки, дагады и кады. Бесчисленное множество самых разных одеяний в тот день предлагалось Господу. Праздник длился с шестого дня (шаштхи) и до конца месяца Магха. Господь Чайтанья и Его преданные наблюдали праздник от начала церемонии предложения одежд и почти до утра следующего дня, охваченные восторгом любви к Кришне. Господь Чайтанья был одновременно поклоняющимся и объектом поклонения, но без Его милости невозможно было этого осознать. Проявив деревянный облик Господа Джаганнатхи, Господь взошел на Свой трон, а проявив облик санньяси, Господь поклонялся Самому Себе. В этот день Он принимал множество шелковых одежд всех цветов - белые, желтые, голубые, а также роскошные одежды, расшитые золотом и жемчугами. После одежд Господу предложили украшения из цветов - цветочные браслеты, цветочные короны и цветочные гирлянды. Вместе с благовониями, светильниками и всеми шестнадцатью видами подношений во время арати Господу Джаганнатхе предлагали ароматные цветы, а потом бесконечное разнообразие блюд. После праздника Господь Чайтанья, счастливый, вернулся домой. Он простился со Своими спутниками и удалился в Свою комнату. Преданные разошлись, и только Пундарика Видьянидхи остался со Сварупой Дамодарой. Они вели сокровенные беседы, без лукавства раскрывая друг другу сердце. У Пундарики Видьянидхи закрались сомнения, и он спросил Сварупу Дамодару: - Почему слуги Господа Джаганнатхи подали сегодня Господу накрахмаленные одежды? Почему в этой стране, пренебрегая писаниями, предлагают Господу не ополоснутые от крахмала одежды? - Послушай, я объясню. Нет изъяна в местных традициях. Знатоки смрити и шрути не всегда могут увидеть этот праздник. И в то же время если Верховный Господь не хочет этого праздника, почему же тогда Он не запрещает царю посещать его? - Хорошо, - отвечал Пундарика, - Верховный Господь может делать все, что пожелает. Но разве могут слуги Господа подражать Ему и тоже делать все, что хотят? Почему священнослужители Господа Джаганнатхи, художники, слуги и посланники предложили Ему нестиранные, накрахмаленные одежды? Господь Джаганнатха - Верховная Личность Бога. Он может поступать, как хочет. Но значит ли, что теперь каждый может вести себя, как хочет? Прикоснувшись к новым накрахмаленным одеждам, человек должен сразу же вымыть руки. Почему разумные люди не следуют этому правилу? Даже царские представители, не задумываясь, кладут Верховному царю на алтарь накрахмаленные одежды. - Послушай, о дорогой брат, - отвечал Сварупа Дамодара, - я думаю, на празднике Одана-шаштхи не было допущено ошибки. Верховный Господь нисшел в этот мир как Господь Джаганнатха. Он не думает о правилах и запретах. - Но брат мой, Господь Джаганнатха, конечно, Верховная Личность Бога. Если Он пренебрежет каким-то правилом или запретом, Он не будет оскорбителем. Конечно, Он - Верховная Личность Бога, пребывающая в Джаганнатха Пури. Он, конечно, может отвергнуть все обычаи. Он - Верховная Личность Бога, нисшедшая в этот мир! Беседуя, друзья прогуливались по дороге. Улыбки не сходили с их уст. Взявшись за руки, они смеялись над самой мыслью о том, что слуги Господа Джаганнатхи могли допустить ошибку. Они верили в могущество и славу слуг Господа, знали, как сильно Господь Кришна любит их. Иногда Господь вводит их в заблуждение, а потом милостивым сердцем Сам же развеивает все заблуждения. Точно также Господь запутал Пундарику Видьянидхи и чудесным образом освободил его от заблуждения. Друзья покинули комнату и счастливо занялись служением Господу Кришне. После прасада они вернулись к дому Господа Чайтаньи и легли спать. Господь Чайтанья знал все. В облике Господа Джаганнатхи Он пришел к Пундарике Видьянидхи во сне. Господь Джаганнатха сердито посмотрел на него, а потом ударил Пундарику по лицу. Оба брата - Джаганнатха и Баларама - нещадно награждали Пундарику пощечинами. Пундарика терпел сильную боль. <Кришна! Спаси меня! - кричал он. - Пожалуйста, прости оскорбления!> Он молился, припав к стопам Господа. - О Господь, чем я оскорбил Тебя, что теперь Ты так сильно бьешь меня? - спросил Пундарика Господа. - Твоим оскорблениям нет конца! - отвечал Господь. - Ты ничего не знаешь о величии Моих слуг или Меня Самого, хоть и находишься здесь. Зачем ты остался, если ты такой аристократ? Ты так дорожишь своей высокой кастой, что тебе лучше ввернуться домой. Ты нашел ошибку на Моем празднике! Почитая Меня как Верховного Господа, ты осуждаешь Моих слуг. Ты углядел ошибку в предложении накрахмаленных одежд! Не просыпаясь, Пундарика ужаснулся в сердце. Возложив милостивые стопы Господа себе на голову, он плакал. - О Господь, пожалуйста, прости этого греховного оскорбителя, - молил он. - Я оскорбитель, я оскорбитель! Господь, это так! Господь наказал этот рот, поносивший Твоих слуг. О Господь, Ты явил мне Свою милость. Сегодня настал для меня самый благословенный день. Собственной рукой Ты надавал мне по губам и щекам! - Поскольку ты - Мой слуга, Я добр к тебе, - сказал Господь Джаганнатха, - и поэтому наказал тебя. Оба Господа во сне с любовью посмотрели на Пундарику Видьянидхи, а потом вернулись в Свой храм. Как только видение исчезло, Пундарика поднялся. Посмотрев на свои щеки, отмеченные ударами Господа, он улыбнулся. - Это благоприятно. Это очень благоприятно, - говорил он. - Я совершил оскорбление, и Господь наказал меня. Мне повезло, что Господь избрал такое легкое наказание. Узрите славу Пундарики Видьянидхи! Милость Верховного Господа к Своим слугам очень велика. Господь никогда не наказывал в назидание даже своего сына Прадьюмну, как не наказывал Ситу, Рукмини, Сатьябхаму и других близких спутников или сонмы полубогов и полубогинь. Редко Господь является перед кем-то во сне и милостиво наказывает за оскорбления. Преданный, наказанный во сне, очень удачлив. Когда он пробуждается, его оскорбления уже нет. Наказанный во сне Господом, он обретает все блага в этом мире. Нет никого более удачливого, чем он. Господь никогда не является и не разговаривает с безбожниками ни во сне, ни на яву. Яваны совершают много богохульства и насилия. И хотя они видят много снов и осознают свои оскорбительные и греховные деяния, Господь никогда не наказывает их во сне. Каждое мгновенье яваны оскорбляют черно\б иллюстрация 4

святых брахманов, за что страдают в этой жизни и будут страдать в следующей. И все же Верховный Господь не наказывает их во сне. Если Верховный Господь придет к кому-то во сне, это очень удачливый человек. Пусть каждый узрит великую милость Верховного Господа к Пундарике Видьянидхи! Он Сам наказал его, явившись во сне. Пундарика Видьянидхи поднялся, когда уже рассвело. Щеки его еще горели от ударов Господа. Ежедневно он посещал Сварупу Дамодару, после чего друзья отправлялись в храм Господа Джаганнатхи взглянуть на божество. Сегодня Пундарика тоже направился к Сварупе, ему не терпелось обо всем рассказать. - Почему сегодня утром ты не поднялся и не пошел увидеть Господа Джаганнатху? - спросил его Сварупа Дамодара. - Брат мой, - отвечал Пундарика, - я пришел кое-что рассказать тебе. Тут Сварупа заметил вдруг распухшие щеки Пундарики: - Скажи мне, откуда у тебя на лице пощечины? - Вчера меня одолели сомнения, - отвечал, улыбаясь, святой Пундарика, - я сердился, что Господу предложили накрахмаленные одежды. У меня все лицо пылало, и сегодня ты видишь у меня на лице последствия вчерашнего гнева. Господь Джаганнатха и Господь Баларама пришли ко мне во сне. Оба Они стали бить меня по щекам, без остановки, и при этом приговаривали: <Ты осуждал, как Нам предлагали одежды>. Они били меня по щекам кольцами, которые были на Их пальцах. Больше мне нечего сказать. Я смущен, мне нечего больше сказать. С сегодняшнего дня щеки мои достойны прославления. У Пундарики Видьянидхи не было сил говорить. Сварупа Дамодара счастлив был видеть великую любовь Господа к Пундарике. Истинные друзья радуются удаче друга. Оба улыбались от радости. - О брат мой, - сказал Сварупа Дамодара, - Никогда прежде я не видел и не слышал о более удивительном и прекрасном наказании. Никогда еще я не слышал, чтобы Верховный Господь явился кому-нибудь во сне и Сам наказал человека. Оба друга пребывали в блаженстве. День и ночь наслаждаясь нектаром бесед о Господе Кришне, они не знали ничего иного в этом мире. Так прославлен Пундарика Видьянидхи, и всякий, кто услышит о его деяниях, обретет лотосные стопы Господа Кришны. * * * Четыре месяца пролетели как один день, неожиданно настало время прощаться. Снова Шри Чайтанья Махапрабху отвел в уединенное место Господа Нитьянанду, и никто не знал, о чем была их беседа. Затем Адвайта Ачарья жестами сказал что-то Господу и прочитал поэтическое послание, смысла которого никто, кроме Господа, понять не мог. Шри Чайтанья Махапрабху улыбался, глядя в лицо Адвайте Ачарье. Адвайта, понимая, что Господь принял его предложение, начал танцевать. Никто не знал, о чем попросил Адвайта Ачарья и на что Господь согласился. Он обнял Шри Адвайту и простился с ним, а потом обратился к Нитьянанде Прабху: - Выслушай Мою просьбу, о святой человек! Я хочу кое о чем Тебя попросить. Из любви ко мне Ты каждый год приходишь в Нилачалу. Прошу Тебя, не теряй понапрасну времени и не покидай больше Бенгалии. Дари людям любовь к Кришне! Таково мое желание. Нитьянанда Прабху был единственным, кто мог исполнить миссию Господа Чайтаньи - наводнить всю Бенгалию воспеванием святого имени Кришны. Проповедь бхакти, любви к Кришне, Господь считал куда более важной, чем личные встречи с Ним. Это было делом Его жизни, поэтому Он просил Нитьянанду не покидать Бенгалии. - Что Я не в силах был свершить,

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Sponsor's links: